"Прокурор разъясняет"


10.12.2018г Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН. 

Вопрос противодействия коррупции - один из вечных вопросов организации государства.
Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию. За период с 2008 года был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальные планы по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента Российской Федерации, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.
Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов ис¬полнительной власти и депутатов соответствующих уровней) о доходах и имущественном по-ложении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.
Каждый гражданин должен и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, 
Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды - он становится частью коррупционной системы.
К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.
Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.
Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.
 Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.
В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.
Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.
Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.
Многие даже не задумываются, что именно их действия не позволяют эффективно бороться с коррупцией. Что же является причиной такого пассивного отношения граждан к коррупционной ситуации в стране и к личной судьбе? К причинам коррупционного поведения можно отнести:
•толерантность населения к проявлениям коррупции;
•отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;
•наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;
•психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;
•незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;
•отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.
Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления коррупции и способах борьбы с ней.
Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.



Тулунская межрайонная прокуратура


29.10.2018г - Последствия уклонения от прохождения военной службы по призыву

При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет, не имея на то законных оснований, призывная комиссия выносит соответствующее  заключение.
Для указанного заключения не требуется обвинительного приговора суда по уголовному делу об уклонении от призыва на военную службу.
О вынесении данного заключения военный комиссариат  в письменной форме  уведомляет руководителя государственного органа либо организации или муниципального органа, указанных в качестве места работы в документах воинского учета гражданина.
При наличии такого заключения гражданин в течение 10 лет  не может быть принят на гражданскую или муниципальную  службу, а   государственный или муниципальный служащий  подлежит увольнению со службы. 
Руководитель государственного органа (организации) и муниципального органа обязан сообщить в военкомат об увольнении такого служащего в течение десяти дней со дня прекращения с ним служебных отношений.
Заместитель Тулунского межрайонного прокурора
советник юстиции        Т.В. Бузикова 

Порядок предоставления земельных участков в собственность бесплатно семьям, имеющим трех и более детей.

Статьей 39.5 Земельного кодекса РФ определены случаи предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа. Наряду с иными случаями предусмотрено предоставление земельного участка бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти с Ранее действовал  Закон Иркутской области от 12.03.2009 г. № 8-оз «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан», который предусматривал предоставление земельного участка в собственность бесплатно многодетной семье для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок с возведением жилого дома) на основании заявления многодетной семьи или в порядке очередности. В случае предоставления земельного участка на основании заявления многодетной семьи заявление наряду с иными сведениями должно было содержать примерную схему расположения земельного участка.       Таким образом, законом были предусмотрены 2 процедуры: на основании заявления о предоставлении конкретного земельного участка либо по результатам постановки на учет в качестве нуждающейся многодетной семьи.

С принятием Закона Иркутской области от 28.12.2015 N 146-оз «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан», вступившего в силу с 10.01.2016 г., Закон Иркутской области № 8-оз от 12.03.2009 г. утратил силу.
Закона Иркутской области от 28.12.2015 N 146-оз предусматривает предоставление земельного участка в собственность однократно бесплатно для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта: многодетной семье, состоящей из родителей (усыновителей, опекунов или попечителей) или единственного родителя (усыновителя, опекуна или попечителя), трех и более детей, в том числе детей, находящихся под опекой или попечительством, не достигших возраста 18 лет на дату подачи заявления о постановке на земельный учет. При этом должны быть соблюдены следующие условия: члены многодетной семьи постоянно проживают в указанном поселении, городском округе; членам многодетной семьи не предоставлялись в собственность бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением предоставления земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 15 марта 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Определены минимальные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта - 0,04 га.
   Согласно ст.5 Закона Иркутской области № 146-оз от 28.12.2015 г. для постановки на земельный учет граждане, имеющие право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, обращаются в уполномоченный орган по месту своего жительства с заявлением о постановке на земельный учет. Таким образом, в настоящее время предоставление земельного участка на основании заявления многодетной семьи законом не предусмотрено, только в порядке очередности.
Перечни земельных участков, которые должны содержать информацию о местоположении, площади, территориальных зонах, видах разрешенного использования земельных участков, категории земель, а также координаты земельных участков, информацию об обеспеченности или условиях обеспечения земельного участка сетями инженерно-технического обеспечения, электрическими сетями, утверждаются органом местного самоуправления и обязательно размещаются на официальном сайте администрации.
В течение пяти рабочих дней со дня размещения перечня земельных участков на официальном сайте администрация информирует граждан, состоящих на земельном учете, о дате, времени и месте проведения выбора земельных участков путем вручения извещения гражданину лично под роспись либо направления его заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении о постановке на земельный учет. До дня проведения выбора земельных участков граждане, состоящие на земельном учете, вправе ознакомиться с информацией о предлагаемых на выбор земельных участках.
Администрация предлагает гражданам, состоящим на земельном учете, выбрать земельный участок из числа земельных участков, включенных в перечень, в порядке очередности постановки заявителей на земельный учет. В случае отказа гражданина, состоящего на земельном учете, от предоставленных на выбор земельных участков данные земельные участки предлагаются другим гражданам, состоящим на земельном учете, в порядке очередности их постановки на земельный учет.
Предоставление земельного участка в собственность бесплатно в случае обращения гражданина, состоящего на земельном учете, с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

 

старший помощник Тулунского межрайонного прокурора                                              М.В Егорова

Прием на работу бывших государственных или муниципальных служащих

Федеральным законом "О противодействии коррупции" введены ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства государственных или муниципальных служащих определенных категорий, а также лиц, ранее замещавших названные должности, за несоблюдение которых устанавливается административная ответственность.

В соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ административным правонарушением признается привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции".

Объективная сторона состава данного административного правонарушения, в частности, выражается в нарушении требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции :

- в ненаправлении сообщения работодателем о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином при названных условиях;

- в нарушении десятидневного срока со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора, установленного нормативными правовыми актами для направления указанного сообщения.

Таким образом, когда на работу устраивается бывший государственный или муниципальный служащий, необходимо выяснить:

- включена ли замещаемая ранее им должность в перечень, установленный НПА;

- прошел ли двухлетний период после увольнения со службы.

Если должность есть в перечне и два года не прошло, работодатель должен сообщить о заключении договора с бывшим служащим по последнему месту его службы. Правило касается трудовых договоров, а также гражданско-правовых договоров, сумма которых более 100 тыс. руб. в месяц.

Согласно санкции ст. 19.29 КоАП РФ неисполнение требований влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Министерством труда России 11.05.2017 подготовлены Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией, с которыми любой желающий может ознакомиться на официальном сайте ведомства.

Заместитель Тулунского межрайонного прокурора

советник юстиции                                                                 Т.В. Бузикова

Социальные ролики о защите природы и озера Байкал. Ссылкa для скачивания файлов: http://files.mail.ru/2FC18272CBD14830AF36FD3CC8C651F7

Деятельность органов прокуратуры по реализации антикоррупционной политики государства

Начиная с 2004 года, по инициативе ООН, ежегодно 9 декабря во всем мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Целью учреждения Международного дня борьбы с коррупцией, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, было углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении и борьбе с ней.

В последние годы в нашей стране вопросам противодействия коррупции уделяется повышенное внимание.

Центральная роль в реализации антикоррупционного законодательства отведана органам прокуратуры, которыми принимается целый комплекс мер, направленный на достижение поставленной цели.

В настоящее время в вопросах борьбы с коррупцией прокуроры ориентированы, прежде всего, на ее профилактику, защиту имущественных прав граждан, организаций и государства, нарушенных в результате коррупционных правонарушений.

Органами прокуратуры на системной основе проводятся проверки соблюдения антикоррупционного законодательства, ведется масштабная работа по выявлению и предупреждению коррупционных правонарушений.

Практика прокурорского надзора показывает, что органами и организациями проводится значительная антикоррупционная работа, реализуются основные подходы и методы противодействия коррупционным проявлениям.

Вместе с тем уровень коррупции среди   государственных и муниципальных служащих напрямую зависит от эффективности деятельности ответственных должностных лиц за профилактику коррупционных и иных правонарушений, и именно поэтому при осуществлении надзора прокуроры особое внимание уделяют исполнению предусмотренных антикоррупционным законодательством обязанностей со стороны указанных должностных лиц.

В этой связи не могу не затронуть основные проблемы их деятельности, которые с позиций прокурорского надзора представляются на сегодняшний день наиболее актуальными.

Работа любого должностного лица по профилактике коррупции начинается с формирования нормативной правовой базы, которая должна быть достаточной и соответствовать требованиям федеральных законов.

Прокурорами проводятся проверки наличия правовых актов, регламентирующих деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, а также порядок представления сведений о доходах и расходах.

С работой по совершенствованию нормативно-правовой базы тесно связана и проводимая прокурорами антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.

Основные усилия прокуроров сосредоточены на исключении коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов, регулирующих наиболее значимые права граждан, интересы общества и государства.

Задача органов прокуратуры на современном этапе видится в пресечении наиболее серьезных, значимых деяний, связанных с умышленным сокрытием крупных доходов, недвижимого имущества, а также несоответствием расходов подтвержденным доходам.

Между тем, число правонарушений в этой сфере снижается медленно.

Одной из причин большого числа выявляемых нарушений этой категории является тенденция расширения круга лиц, на который распространяется соответствующее законодательство. Такая обязанность распространена на руководителей муниципальных и государственных учреждений, депутатов всех уровней власти.

Тесно связанным с вопросами контроля за доходами остается реализация прокурорами полномочий по проведению проверок исполнения работниками обязанности представлять сведения о расходах, установленной статьей 3Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Не лишним будет заметить, что эти меры применяются с 2013 года и вводились они в российское законодательство, в том числе и в целях реализации положений статьи 20 Конвенции ООН против коррупции об ответственности за незаконное обогащение.

Законом установлено, что в случае, если чиновник или члены его семьи в течение года расходуют на приобретение недвижимости, транспортных средств или ценных бумаг сумму, превышающую их общий семейный доход за три последних года, то в отношении такого чиновника принимается решение об осуществлении контроля за расходами.

Этот контроль предполагает проведение специальной проверки, по результатам которой, в случае не подтверждения законности происхождения

денежных средств, прокурор обращается в суд с иском об обращении этого

имущества в доход государства.

При этом обязанность по доказыванию законности приобретения собственности возложена на чиновника.

Хотелось бы отметить, что «изобретательность» коррупционеров предопределяет действия прокуроров по законодательному ужесточению ответственности.

Взвешенного подхода требует применение института конфликта интересов.

В соответствии с требованиями законодательства государственный, муниципальный служащий, лицо, замещающее муниципальную должность, обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, то есть не допускать ситуации, когда предоставленные ему полномочия могут быть использованы в целях личной выгоды.

Отмечу, что этот вопрос продолжает оставаться одним из наиболее сложных в практической деятельности.

Наиболее распространенными ситуациями конфликта интересов являются случаи размещения муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг при наличии личной заинтересованности членов комиссий по проведению аукционов и конкурсов в победе определенных участников торгов. Как правило, это связано с наличием у них супружеских либо родственных, а также иных близких отношений с такими участниками.

Подобные факты также имеют место при решении должностными лицами органов местного самоуправления вопросов о предоставлении субсидий из бюджета аффилированным организациям, выделении земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределении иных ограниченных ресурсов, а также осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Выявление конфликта интересов в обязательном порядке предполагает

изучение всех аспектов деятельности проверяемого лица, сопоставления его должностных обязанностей, функций управления, принимаемых решений в их взаимосвязи. За нарушения антикоррупционных запретов работодателями все чаще применяются положения института увольнения в связи с утратой доверия.

Заместитель Тулунского межрайонного прокурора

советник юстиции                                                                 Т.В. Бузикова

                                                          

Статья

ОБ ИЗМЕНЕНИИ ФОРМЫ СПРАВКИ О ДОХОДАХ

Федеральным законом «О противодействии коррупции» для лиц, замещающих должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также претендующих на замещение таких должностей, установлена обязанность представлять такие сведения по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460.

Указом Президента РФ от 19.09.2017 N 431 в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460, внесены изменения.

Справка дополнена разделом 7, согласно которому отчитывающее лицо должно будет указать сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки.

Кроме того, при заполнении справки необходимо указывать полную дату рождения, а при заполнении справки на несовершеннолетних детей, не имеющих паспорта, указывать серию и номер свидетельства о рождении, дату выдачи и наименование выдавшего органа.

Данные требования вступили в силу с 19 сентября 2017 г.

Заместитель Тулунского межрайонного прокурора

советник юстиции                                                                    Т.В. Бузикова

Административная ответственность за нарушение порядка использования государственного и муниципального имущества

В соответствии с положениями ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ) заключение договоров передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, в том числе договоров аренды, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Норма ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ направлена на обеспечение равного (конкурентного) доступа к указанному имуществу всем заинтересованным лицам. Конкурсные процедуры в данном случае необходимы для устранения преференций со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления отдельным участникам.

Из этих положений законодательства следует, что правоустанавливающим документом на помещения, находящиеся в государственной собственности, является договор аренды, заключенный с государственным унитарным предприятием с согласия собственника имущества и на основании проведенного аукциона.

Анализ материалов проведенных прокурорских проверок показал, что типичными нарушениями в сфере использования государственного и муниципального имущества являются:

предоставление недвижимого имущества в пользование без согласия собственника;

использование имущества без заключения договоров и государственной регистрации;

передача прав владения (пользования) государственным (муниципальным) имуществом вне процедуры торгов;

невнесение либо несвоевременное внесение арендных платежей за использование государственного (муниципального) имущества;

непроведение конкурсов на право заключения договоров аренды.

Частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении № 11 от 17.02.2011 указал, что при применении этой нормы в части привлечения к административной ответственности лиц за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без согласия собственника на распоряжение соответствующим имуществом судам следует учитывать, что арендатор (субарендатор) может быть субъектом ответственности за данное правонарушение, так как он обязан удостовериться в том, что заключает договор аренды с лицом, у которого такое согласие имеется.

 

Тулунская межрайонная прокуратура

Полномочия органов местного самоуправления в сфере организации похоронного дела и содержания мест захоронения

 

К вопросам местного значения сельских поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").  Названные полномочия органов местного самоуправления раскрываются в Федеральном законе от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

 На законодательном уровне были установлены гарантии погребения с учетом прижизненного волеизъявления лица и пожелания его родственников. Закон «О погребении и похоронном деле» закрепляет также гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умерших, достаточно подробно регулирует вопросы по организации мест погребения с учетом требований земельного, экологического и санитарного законодательства. Он устанавливает основы похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

Органам местного самоуправления принадлежат полномочия по организации и содержанию мест погребения, установлению порядка предоставления ритуальных услуг, определению стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и др.

Участок земли для погребения на общественном кладбище предоставляется органом местного самоуправления бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли для погребения умершего на территориях кладбищ (за исключением Федерального военного мемориального) устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.

Правила содержания мест погребения устанавливаются органами местного самоуправления. На них, кроме того, возлагается обязанность в случае нарушения санитарных и экологических требований приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Одним из основных полномочий органов местного самоуправления районов, поселений и городских округов в рассматриваемой сфере является организация похоронного дела. Органы местного самоуправления создают специализированные службы, которые уполномочены оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе (статья 25 Закона о погребении). Порядок  деятельности данных служб определяется органами местного самоуправления.

Статья 25 Закона о погребении не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, а также не устанавливает, что иные хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона  «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

 оформление документов, необходимых для погребения;

предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Законом не предусмотрено бесплатное оказание услуг, связанных с подготовкой тела умершего к погребению (оказание косметических услуг, одевание тела и т.д.).

Также не входит в гарантированный перечень услуг, предоставляемых на безвозмездной основе, копка могилы на кладбище. Копка могилы может осуществляться специализированной службой по вопросам похоронного дела, любыми хозяйствующими субъектами в указанной сфере либо самими гражданами.  Навязывание данных услуг специализированной организацией под видом платного предоставления подготовленного места для погребения является незаконным.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет различных фондов (органы социальной защиты, пенсионного фонда и т.д.).

Таким образом, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, могут быть оказаны ритуальные услуги (в том числе услуги по погребению) любым лицом, оказывающим данного рода услуги и организующим свою деятельность в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения согласно статьи 17 Закона о погребении.

Вместе с тем, оказание специализированной организацией услуг по гарантированному перечню на безвозмездной основе не исключает возможности оказания данной организацией на платной основе услуг, не входящих в гарантированный перечень, а также оказание на платной основе услуг из гарантированного перечня в случае, если лицо, обратившееся за оказанием данных услуг, получило социальное пособие на погребение.

 

         Тулунская межрайонная прокуратура